Турист Лада Цуранова (Lada_Curanova)
Лада Цуранова
была 17 апреля 2021 19:58

Ергаки — бродилки с программой НТВ «Таинственная Россия»

Почему эти места называют местами Силы?

Сила — энергоинформационный сгусток поток, вихрь, во многих случаях — Портал в какие-либо мифические времена и пространства. Изначально (добиблейские времена) такие места находили Жрецы, Ведуны, Волхвы, Старцы и проводили в них Служение. Именно в точках «входа-выхода» ими возводились Храмовые комплексы. Поэтому в наше время чаще всего места Силы — это не только природные сгустки энергий, но и Храмовые комплексы древнейших цивилизаций.

Ергаки — один из них.

О том, что я еду со съемочной группой НТВ «Таинственная Россия» в Ергаки, я узнала за два часа до отъезда. В это время я уже находилась в Шушенском, где сняла домик для зимовки. Мне позвонила продюсер программы и сообщила о том, что они в данное время находятся в Шушенском музее, и готовы забрать меня в Ергаки на 3–4 дня для съемок «таинственных мест», в том числе и тех, по которым я брожу вот уже девять лет. Через два часа за мной подъехали черные джипы с логотипами программы. Глянув на веселые лица операторов и творчески задумчивое режиссера, я поняла, что никто из группы не имеет ни малейшего представления о том, куда они едут и к чему там нужно быть готовыми.

По дороге выяснилось, что никакого снаряжения (в том числе и нормальной обуви) у москвичей нет, но мы заезжаем в дирекцию природного парка заповедника Ергаки в с. Ермаковсокое, для того чтобы нам выделили более проходимую машину и проводников из службы безопасности парка. Это известие меня успокоило, потому что работников парка я знаю, а их помощь съемочной группе будет очень даже уместной. Во второй половине сентября в долинах погода была почти летняя, и этот факт создавал у группы НТВшников совершенно расслабленное состояние.

Ергаки — бродилки с программой НТВ «Таинственная Россия»

Парковые работники, посмотрев взглядом знатоков на «снаряжение» и настроение группы, стали усмехаться и откровенно подкалывать москвичей. На что москвичи твердо заверили нас (таежников и лесников!), что они посмотрели погоду на метеосайтах, и что она будет очень солнечной и теплой. Насчет солнца мы спорить не стали, но по поводу тепла, понимающе переглянулись друг с другом. Спорить никто не стал, но стали запасаться хоть каким-то снаряжением и договариваться с турбазой Ергаки о том, что нам будут нужны рюкзаки.

Операторы были категорически против рюкзаков, заверяя нас, что всю свою баснословно ценную аппаратуру они должны нести как грудных детей на руках. Что ж, в этом случае — как узнаешь, пока не попробуешь — часа через три, уже к вечеру мы выехали из Ермаковского в направлении Ергакского хребта. В алых лучах заката, мы въехали в предгорную зону Ергак. Окошки в джипах пришлось закрыть — прохладновато. Но когда мы заехали на «полку» выражение лиц москвичей передать невозможно — на всех окружающих нас горах торжественно и красиво лежал розовый снег. Это был первый маленький сюрприз. Я вспомнила, как недоуменно ребята смотрели на мой большой рюкзак с одеждой, когда забирали меня из Шушенского.

У меня опыта достаточно, поэтому часть одежды я брала не только для себя. Нужно сказать, что я сошла с гор буквально за неделю до этой незапланированной поездки, и я выходила со своей стоянки на оз. Каровом уже по снежку. Разместились в номерах базы Ергаки. Несмотря на то, что я девять лет живу в Ергаках, никогда не останавливалась в местных вип-номерах — душ, теплый туалет и одна большая кровать для нас с продюсером Ольгой. Лично мне в палатке как-то уютнее. Но мужественно мирюсь с «неудобствами».

День первый 16 сентября 2011 г.

На сегодня день намечены съемки Каменного города — местного аналога Мачу-Пикчу. Нужно отметить, что в сентябре световой день в Ергаках короткий, а в тайге фонарей вдоль троп нет. Поэтому все проводники в один голос просили съемочную группу выехать пораньше — до Каменного города еще добираться не так-то просто, и потом пешком да по горам идти еще порядочно. В частности москвичи никак не хотели поверить, в то, что их джипы не смогут проехать последний участок пути. Парк благоразумно выделил нам всепроходимый «уазик».

Кое-как выехали с базы к одиннадцати, а к деревянным ступенькам начала подъема в Каменный город добрались только к часу дня. «Джиппики», как и полагается, остались перед переправой, один из них потерял в горной речке номер, другому залило мотор — пришлось шоферам вызывать эвакуатор с Абакана. Но съемочную группу такой поворот дел только раззадорил, у них оказывается проектное задание — чем больше трудностей и «мистических страшилок» — тем презентабельнее. В общем, уместившись в «уазике» мы поехали дальше почти по непроезжей дороге. Хорошо, что первым объектом съемок был Каменный город, а не Висячий камень, как планировалось раньше. Здесь москвичи воочию смогли проверить свои возможности, соизмеряя их с возможностями горной тайги. Выиграли, безусловно, тайга и горы. Помимо этого крышу снесло у всех операторов и режиссера — от видов, разумеется.

Выбирались в сумерках, а выезжали к трассе уже в темноте. После прогулок с камерами по пересеченной местности, съемочная группа единогласно пообещала на следующее утро не проснуться вовсе.

День второй 17 сентября 2011 г.

Утреннее совещание дало беспощадный вывод — после вчерашнего «боевого крещения» сегодня группа к дальним таежным выбросам не готова. Но поскольку мистических мест в Ергаках предостаточно, решили доехать до знаменитого реабилитационно-восстановительного центра МЧС России и там поснимать древние сооружения — остатки плотин (настолько древних, что в ландшафте долины они практически не различимы).

Ергаки — бродилки с программой НТВ «Таинственная Россия»

Снимали общие виды и брали целую кучу интервью у разных людей про мистические происшествия в Ергаках. Думаю, что об этом лучше всего расскажет готовый продукт — фильм. Мой рассказ о другом — о том, как мы бродили. К вечеру этого дня мы поехали на вершину горы возле трассы — снимать мои ритуалы при закатном освещении. Единственная вершина в Ергаках, на которую есть въезд. Там находиться ретрансляционное оборудование и домик обслуживающего персонала. Заезжали с приключениями — до самого верха по снегу проехал только парковский «уазик». Когда поднялись наверх с нами произошел еще один комичный эпизод.

С домика выскочил совершенно ошарашенный мужчина, подбежал к нашей оформленной логотипами машине, потрогал ее и снова забежал в дом. Через пару минут выскочил с телефоном и в трубку, не смущаясь нашего присутсвия, кому-то восторженно кричал: — Представляешь, сижу я у телика, смотрю программу «Таинственная Россия» про Хакасию, во время рекламы выглянул нечаянно в окно — оба-на — она тут!!! Кто? Да «Таинственная Россия» — прямо у меня под окнами, на вершине полторы тысячи над уровнем моря! Я глазам своим не поверил! Россия — страна парадоксов, даже в малом, не правда-ли?

Мы пошли с камерами по снегу, и я обратила внимание операторов на цепочку больших круглых следов, по которым они беспечно вышагивали. Я то знала — КТО тут бродил до нас, и мне было интересно посмотреть — как на эти следы отреагируют НТВшники. Ребята посмотрели под ноги, потом на меня, и снова под ноги. Кто-то, насторженно огладываясь, с придыханием осмелился спросить:

— Это чьи следы? Ответ на собственный вопрос читался в его же округлившихся глазах.

Следующий комментарий меня позабавил:

— А что он тут делает?

— Да живет он тут, это его дом вообще-то. Прогуливался по-хозяйски, искал банки из-под сгущенки — полакомиться хотел, скоро в берлогу.

Ритуал я проводила не на камеру, а для Духов гор. Сначала — мантрическое призывание и благодарность. Потом — подношение с огнем. Духи приняли наши дары — выслали своих посланников. На фото видны их энергообразы — шары разных оттенков. В эту ночь я не удержалась и ночевала в тайге в своей любимой вип-палатке.

Ергаки — бродилки с программой НТВ «Таинственная Россия»

День третий 18 сентября 2011 г.

Почти вовремя — в десятом часу утра, вышли в восьмикилометровый переход по горной тайге до Висячего камня и Спящего Саяна. Нашли большие рюкзаки и уложили в них камеры вместе с кофрами. На спине нести в гору груз все же легче, чем на руках. Да и руки нужны вообще-то — за скалки цепляться если что. Почему то наши московские гости были уверенны в том, что до Висячего камня есть дорога для их джипов. Туда и для ног-то дорога не размечена. Ну да ладно — к этому времени они уже адаптировались, стали «своими». В добавление к нашим четырем проводникам МЧСники выслали еще своего — заботятся.

Люди в Сибири всегда гостеприимны, а в горах Нужно сказать, что с погодой нам действительно повезло — в это время в Ергаках уже бывают снежные бури, но для нас все дни светило солнышко и днем было достаточно тепло. До Висячего камня добрались в середине дня. Нтвшники так увлеклись съемками, что забыли о том, что такое еда и для чего она вообще нужна. На проводников это забвение не распространилось, поэтому мы разогрели на горелке чай и поели гречки, что я предусмотрительно запарила еще с утра в термосе.

Ергаки — бродилки с программой НТВ «Таинственная Россия»

В соответствии с программой съемок — группе позарез нужно было снять знаменитую Параболу. По карте расстояние от Висячего камня до Параболы всего 2,-2,5 км. Это «по-прямой». В самом деле, чтобы переместиться с Висячего на Параболу, нужно пройти экстремальный путь по хребту, потом перебраться на перевал Художников, и с него спуститься по укатывающимся из-под ног мелким камешкам вниз метров пятьсот. Весь путь, в самом лучшем случае, и не по заснеженным перевалам, занимает три часа в одну сторону. Решили договариваться с Администрацией Ермаковского района насчет вертолета. С площадки Висячего камня мы торжественно спустились к озеру Каровому. К моему традиционному купанию почему-то больше никто не присоединился. Омовение в горных озерах — это не гигиеническая процедура. Это — ритуал слияния с местными духами — духовное очищение, выраженное в символическом омовении. Вода в горных озерах всегда имеет структуру «крещенской» воды, и температура даже в жаркие летние дни не превышает 12–14 градусов. Купальники неуместны. Разницу понимает лишь тот, кто сам попробовал.

Каровое озеро — место моего лагеря, поэтому пришлось заводить съемочную группу к себе в гости, и угощать чаем. Выходили с гор снова по темноте. Хорошо, что проводники были экипированы фонариками.

День четвертый 19 сентября 2011 г.

Этот день был расслабленным — после очередной бродилки по пересеченной горно-таежной местности, операторы не могли носить даже свой собственный вес, не говоря уже о камерах. Тем ни менее после обеда снимали виды Ергак с трассы и вели переговоры насчет вертолета. Я этот день провела в тайге — снова прощалась до следующей весны. Завтра выезжаем в Ермаковское, и я возвращаюсь домой.

Ергаки — бродилки с программой НТВ «Таинственная Россия»

День пятый 20 сентября 2011 г.

Как и предполагалось — в вертолете места мало, к Параболе летят не все. На вокзале в Ермаковском со мной очень тепло прощаются и отправляют в такси до Шушенского. Уже после моего возвращения домой неожиданный звонок от продюсера Ольги — они не могут найти Параболу среди скальных ансамблей. Пришлось координировать их путь дистанционно. Хорошо, что в Ергаках есть сотовая связь!

Фильм про Ергаки «Таинственная Россия» https://www.youtube.com/watch?v=crdVj67nEEs

Исходя из этических соображений, считаю себя не вправе публиковать фото самого процесса съемок, в том числе лица операторов, режиссера, продюсера без согласования с дирекцией программы «Таинственная Россия».

Да и цель была другая, право слово — воздать свое признание Ергакам за такой неожиданный осенний подарок.